СИНОДАЛЬНАЯ БОГОСЛУЖЕБНАЯ КОМИССИЯ
Русской Православной Церкви
«Методические рекомендации для авторов-составителей гимнографических текстов в честь новоустановленных богослужебных памятей».
I. Общие указания
- Автору-составителю новых гимнографических текстов следует тщательно изучить церковнославянский язык, уверенно ориентироваться в богослужебных книгах Православной Церкви, хорошо знать (вплоть до свободного цитирования по памяти) церковнославянский текст Псалтири, Евангелия, Апостола, важнейших богослужебных песнопений Минеи, Триоди и Октоиха.
- Прежде, чем приступить к написанию новой службы в честь того или иного святого или той или иной чудотворной иконы Божией Матери, автору необходимо внимательно ознакомиться с житийным повествованием о святом или сказанием о чудотворной иконе.
- Наиболее важные факты из жития святого должны находить свое отражение в тексте службы.
- Отдельные песнопения, следующие друг за другом, не должны повторять одну и ту же мысль, но должны последовательно раскрывать образ святого.
- Авторам-составителям песнопений следует опираться на древние гимнографические образцы, содержащиеся в Минее.
- Для облегчения дальнейшей редактуры текста и работы с ним использованные при составлении песнопений образцы должны быть явным образом указаны в примечаниях к отдельным песнопениям.
- Очень желательно как можно более широкое использование в гимнографии цитат из славянской Библии.
- В составляемых богослужебных текстах должны присутствовать следующие аспекты: догматический, исторический, нравственный, панегирический и молитвенный.
- При составлении текстов следует с осторожностью использовать образцы гимнографии, которые являются «калькой» с греческого языка, а также архаические славянские слова и словосочетания. Порядок слов и предложений должен легко восприниматься на слух. В тех случаях, когда одна и та же мысль может быть сформулирована по-церковнославянски различными способами, следует выбирать форму, более близкую к современному русскому языку
- При составлении богослужебных текстов не следует увлекаться протяженностью и излишним многословием.
- Гимнографические тексты должны быть благозвучны, иметь соответствующее строение и ритмику. Мелодическое и смысловое ударения должны совпадать.
IΙ. Состав службы
- Служба может иметь различный состав — от минимального до максимального. Следует иметь в виду, что службы многим древним святым, в том числе очень почитаемым, часто весьма лаконичны.
- Минимальный состав песнопений, еще не являющийся полноценной службой, но уже имеющий практическое значение — отпустительный тропарь и кондак.
- Исходя из потребностей богослужебной практики, написание службы должно начинаться с составления тропаря, кондака и молитвы.
- Следующий этап — написание полноценной службы. Минимальный состав такой службы, помимо уже написанных ранее тропаря и кондака, — цикл стихир на «Господи, воззвах» и канон с седальном по его 3-й песни.
- Другие части службы, в порядке возрастания статуса богослужебной памяти: славники у всех стихир [= «шестеричная» служба]; циклы стихир на стиховне вечерни и на хвалитех утрени, а также седальны по кафизмах утрени [= «славословная» служба]; седален по полиелее и стихира по 50 псалме [= «полиелейная» служба; также необходимо указать паремии на вечерне]; полный цикл песнопений малой вечерни и стихиры на литии [= «бденная» служба].
- При службах, начиная с полиелейной, допустимо написание второго канона утрени.
- Особые прокимен, Апостол, аллилуия и Евангелие на литургии могут быть указаны при любой службе, но начиная со славословной — обязательно.
IΙΙ. Гласово-мелодическое оформление службы
При составлении служб следует понимать, что песнопения — это тексты, предназначенные для пения, даже если в повседневной практике они обычно читаются (как, например, подавляющее большинство канонов). Святые отцы древности, создавшие тот обширный корпус гимнографических произведений, который используется в Православной Церкви доныне, ни в коем случае не забывали о музыкальных аспектах их исполнения. Одни песнопения получали свои уникальные мелодии, другие сопровождались указаниями об использованных при создании этих песнопений мелодических образцах.
Также необходимо учитывать разницу в осмыслении понятия глас в древней церковной музыке и в современном обиходном пении Русской Православной Церкви. В последнем гласы, фактически, сводятся к наборам вполне конкретных мелодий; в древней церковной музыке понятие гласа было существенно шире и подразумевало, скорее, общую окраску самых разнообразных мелодий в рамках одного гласа, достигавшуюся за счет использования определенных музыкальных ладов или наборов попевок.
При этом гимнографами древности гласы не использовались по собственному произволу, что легко можно увидеть, внимательно ознакомившись с гласовым оформлением служб Минеи, составленных еще в византийский период. Общие принципы мелодического и гласового оформления служб таковы:
- Следует строго различать понятия самогласна и подобна. Самогласны имеют (вернее, должны иметь; в практике это в значительной мере утрачено) собственную мелодию, подобны исполняются на мелодию некоего образца — самоподобна.
- Из предшествующего прямо следует, что самогласны имеют более высокий статус, чем подобны. Это проявляется, в том числе, в том, что славники — ни на «Господи, воззвах», ни на стиховне и проч., — никогда не пишутся на подобен (исключение — подобен «Доме Евфрафов», о котором будет сказано ниже).
- В отличие от славников, рядовые стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех преимущественно пишутся на подобны. Лишь у самых значимых праздников и памятей рядовые стихиры на «Господи, воззвах» также являются самогласнами.
- Рядовые стихиры на «Господи, воззвах», за очень редкими исключениями, пишутся циклами по 3 стихиры. Все стихиры цикла должны иметь один подобен, а следовательно — исполняться на одну мелодию и иметь один и тот же размер текста.
- Стихиры на стиховне вечерни также могут образовывать цикл из 3 стихир на один и тот же подобен. Однако встречаются и такие службы, где стихиры на стиховне являются самогласнами. Это связано с тем, что собственные стиховные стихиры на вечерне могут иметь лишь святые, отмеченные в Типиконе знаком красного цвета, то есть их служба имеет более праздничный статус, чем у других святых. Если стиховные стихиры не имеют подобна, они могут иметь каждая свой собственный глас. Тем же принципам следуют стихиры на хвалитех.
- Стихиры на литии, как признак всенощного бдения, то есть максимально торжественной службы, в древних службах всегда бывают самогласнами[1] и не образуют никаких циклов; каждая стихира — сама по себе[2].
- В некоторых случаях подобны на «Господи, воззвах» (редко) и на хвалитех (чаще) образуют цикл не из 3, а из 4 стихир.
- Для стихир на «Господи, воззвах» преимущественно используются следующие подобны:
-
в 1 гласе — «Небесных чинов» и «Всехвальнии [вариант названия: Прехвальнии] мученицы». В службах чудотворным иконам Божией Матери возможно использование подобна «О дивное чудо»[3];
- во 2 гласе — «Киими похвальными венцы», «Егда от древа». ВНИМАНИЕ: подобен «Доме Евфрафов» никогда не используется для стихир на «Господи, воззвах»;
- 3 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
- в 4 гласе — «Званный свыше [вариант названия: Свыше зван быв]», «Дал еси знамение», «Яко добля в мученицех»;
- в 5 гласе — «Радуйся» и ныне забытый подобен «Преподобне отче»;
-
в 6 гласе — «Все отложше». ВНИМАНИЕ: подобен «Тридневен» никогда не используется для стихир на «Господи, воззвах»[4];
- 7 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
- в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
- При наличии на «Господи, воззвах» двух циклов стихир порядковый номер гласа второго цикла, как правило, больше, чем у первого цикла (т. е. сначала 4-й, затем 8-й, а не наоборот).
-
Славник на «Господи, воззвах» в службах святым чаще всего написан на 6-й глас либо на параллельный ему 2-й глас[5]; чуть реже — на 8-й глас либо параллельный ему 4-й; значительно менее используются 5-й и 1-й гласы; почти не используются 3-й и 7-й гласы.
- У стихир на литии порядковый номер гласа всегда возрастает от первой к последней стихире.
-
Стихиры на стиховне либо бывают написаны без указания подобна (т. е. как самогласны), в этом случае обычно после одной стихиры на какой-либо глас следуют еще две с более высоким порядковым номера гласа, либо имеют один из следующих подобнов:
-
в 1 гласе — «Небесных чинов»[6];
-
во 2 гласе — «Доме Евфрафов». Особенность подобна «Доме Евфрафов» состоит в том, что славник и стихира на «И ныне» тоже могут быть написаны на этот же подобен (но не сами по себе, а вместе с предшествующими стихирами). Иногда на стиховне встречается подобен «Егда от древа», чего в рядовых службах следует избегать[7];
- в 4 гласе — «Дал еси знамение»;
- в 5 гласе — «Радуйся»;
- в 6 гласе — «Тридневен»;
- в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
- Славник на стиховне, как правило, является самогласном и в выборе гласа для него прослеживаются те же закономерности, что и у славника на «Господи, воззвах».
- Вслед за славником в службах тех памятей святых, которые не отмечены в Типиконе знаком красного цвета, всегда приводится крестобогородичен, который всегда имеет тот же глас, что и славник, но при этом является тем или иным подобном.
- Стихира по 50 псалме никогда не пишется на подобен. В подавляющем большинстве случаев она имеет 6 глас.
- Хвалитные стихиры утрени в целом следуют тем же правилам, что и стихиры на «Господи, воззвах», но здесь цикл стихир может расширяться от 3 до 4.
- Обязательным является написание богородична для хвалитных стихир, поскольку устав предполагает его наличие «на ряду» (в отличие от богородичнов стихир вечерни, содержащихся в приложении к Минее). Богородичен должен иметь тот же глас, что и славник. Для памятей, выпадающих на периоды пред- и попразднств великих праздников, наличие богородична необязательно. Для славников 6 гласа на хвалитех богородичном обычно служит песнопение «Богородице, Ты еси лоза истинная» (здесь после упоминания апостолов может быть добавлено имя празднуемого святого). Для славников 8 гласа — песнопение «Владычице, приими».
- Стихиры на стиховне утрени в целом следуют тем же правилам, что и стиховны вечерни, однако здесь никогда не используются подобны «Дал если знамение» и «Радуйся» и крайне редко встречаются какие-либо самогласны помимо славника. В большинстве случае стиховна утрени в Минее включает только славник (самогласен) и крестобогородичен (по гласу славника, но на подобен), поскольку наличие этого элемента в службе автоматически означает ее рядовой, а не праздничный, характер.
-
При написании стихир на подобны очень важно, чтобы их действительно можно было так спеть[8].
- Каноны утрени в рядовых службах Минеи чаще всего имеют 8-й либо 4-й глас. Также встречаются 6-й и 2-й гласы, прочие гласы — значительно реже.
- При написании канонов очень важно соблюдать принцип соответствия примерного количества слогов (а желательно — и примерного расположения ударений) у ирмоса и всех тропарей той или иной песни. Этот принцип заложен в саму форму канона: изначально предполагалось, что тропари каждой песни будут распеваться на мелодию открывающего эту песнь ирмоса.
-
Седальны могут иметь самые разные гласы, но чаще других встречаются 4 и 8. Нередко седальны имеют указания на подобен, что не играет в современной практике никакой роли[9].
- Кондак чаще всего бывает написан на 2, 3, 4, 8 гласы. У кондаков Минеи 3 гласа, как правило, указывается подобен «Дева днесь»; в этих случаях кондак всегда следует ритмической модели кондака Рождеству Христову. Кондаки других гласов также могут иметь указания на подобны, с аналогичными последствиями.
-
Светильны Минеи НИКОГДА не имеют гласа. Эти песнопения не входят в систему осмогласия. Как правило, вместо гласа указан подобен, что, как и в случае с седальнами, не играет в современной практике никакой роли[10].
- При желании является допустимым написание отдельного цикла тропарей на блаженнах. Такой цикл должен иметь т. н. ирмос блаженн, которым служит первый тропарь блаженн из воскресного Октоиха соответствующего гласа, а затем — 4 или 6 тропарей и богородичен, следующие модели ирмоса.
[1] Не считая тех случаев, когда на литию переносятся стихиры с «Господи, воззвах», написанные на подобен.
[2] Можно отметить, что в службе в Неделю всех святых, в земле Русстей просиявших, стихиры на литии имеют указания на подобен, но у каждой он — свой, так что стихиры остаются обособленными.
[3] Это подобен стихир праздника Успения Пресвятой Богородицы; в службах византийского периода он не используется в службах святым. В службах русским святым такое встречается, но этого следует все же избегать.
[4] Также никогда не используется подобен «Ангельския предыдите силы», к которому относятся лишь уникальные стихиры предпразднства Рождества Христова, исполняемые на хвалитех.
[5] В византийской и древнерусской системах осмогласия 1-й глас был параллелен 5-му, 2-й — 6-му и т. д.
[6] Редко; обычно в службах больших праздников, где на «Господи, воззвах» имеются самогласны.
[7] Поскольку именно так этот подобен использован на вечерне Великой пятницы, что должно оставаться особенностью этого святого дня.
[8] Т. е. стихира на подобен «Доме Евфрафов» должна быть недлинной и удобно делиться на 5 мелодических строк; стихира на подобен «Яко добля», напротив, достаточно пространной и делиться на 9 мелодических строк; и т. д.
[9] При желании в современных службах допустимо воспроизведение соответствующих указаний, основываясь на примерах из древних служб.
[10] При желании в современных службах допустимо воспроизведение соответствующих указаний, основываясь на примерах из древних служб.