Cлужбы преподобным

Методические рекомендации для авторов-составителей новых гимнографических текстов

СИНОДАЛЬНАЯ БОГОСЛУЖЕБНАЯ КОМИССИЯ

Русской Православной Церкви

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ДЛЯ АВТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ 

НОВЫХ ГИМНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ 

 

 

I. Общие рекомендации к гимнографическим последованиям

 

1. Авторам-составителям песнопений рекомендуется опираться на древние гимнографические образцы, содержащиеся в Минее, Октоихе, Триодях Постной и Цветной. При подаче службы в епархиальную и затем Синодальную богослужебные комиссии использованные образцы указываются в примечаниях к отдельным песнопениям для облегчения дальнейшей редактуры текста и работы с ним.

2. Желательно широкое использование в гимнографии цитат из славянской Библии или аллюзий на библейские тексты, а также творений святых отцов, включая прославляемых в службе (при наличии). При подаче службы в епархиальную и затем Синодальную богослужебные комиссии цитаты сопровождаться примечанием с точной ссылкой на соответствующий стих Священного Писания, святоотеческие источники.

3. В тексте службы отражаются наиболее важные факты из жития святого и их значение для Церкви и спасения. В то же время служба не должна превращаться в пересказ жития.

4. В рамках самостоятельных гимнографических циклов — канона, циклов стихир на «Господи, воззвах», на стиховне, на хвалитех, — следующие друг за другом строфы (тропари канона, отдельные стихиры) не должны неоправданно повторять одну и ту же мысль, но последовательно раскрывать образ святого и его подвига.

5. Гимнографические тексты должны быть благозвучны, иметь внутреннюю ритмику, соответствовать основным законам богослужебной поэзии. Кроме того, при распеве на выбранный глас или подобен желательно, чтобы мелодическое и смысловое ударения совпадали. 

6. При составлении богослужебных текстов не следует увлекаться многословием.

7. Следует с осторожностью использовать отдельные выражения славянского языка, калькирующие греческие грамматические конструкции (например, с иже в качестве артикля), а также архаичные славянские слова и словосочетания. Порядок слов и предложений должен легко восприниматься на слух. В тех случаях, когда одна и та же мысль может быть сформулирована по-церковнославянски различными способами, рекомендуется выбирать форму, более близкую к современному языковому сознанию.

8. Гласовое оформление текстов службы должно соответствовать общим принципам построения служб Минеи (см. раздел III). 

9. Количество и примерная длина колен в стихирах, написанных на подобен, должны совпадать с подобном и друг с другом. Это же касается и соотношения тропарей канона со своим ирмосом.

 

II. Состав гимнографического последования

 

1. Служба может иметь различный состав — от краткого до полного. Следует иметь в виду, что службы многим древним святым, в том числе очень почитаемым, имеют неполный состав.

2. Не обязательно сразу составлять полную бденную службу. Во многих случаях достаточно ограничиться минимальным составом песнопений: один цикл из трех стихир на «Господи, воззвах», канон, тропарь, седален по 3-й песни канона и кондак с икосом.

3. Исходя из потребностей богослужебной практики, написание службы можно начать с составления тропаря, кондака и, при необходимости, молитвы. Эти молитвословия могут подаваться для рассмотрения Синодальной богослужебной комиссией до того, как будут созданы прочие тексты службы.

4. К минимальному составу службы (см. п. II. 2) могут быть последовательно добавлены, в порядке возрастания знака службы:

— славники на «Господи, воззвах», на стиховне вечерни и утрени (= шестеричная служба; также в ее рамках возможно создание второго цикла стихир на «Господи, воззвах», на полиелейной и бденной службах наличие такого цикла весьма желательно);

— циклы стихир на стиховне вечерни и на хвалитех утрени, а также седальны по кафизмах утрени (= славословная служба); 

— седален по полиелее и стихира по 50-м псалме (= полиелейная служба; для нее также необходимо подобрать паремии на вечерне, прокимен и Евангелие на утрене);

— стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне малой вечерни и стихиры на литии (= бденная служба).

Для полиелейной и бденной служб допустимо написание второго канона утрени, а при желании — также и особого канона Пресвятой Богородице на утрене.

5. Особые прокимен, Апостол, аллилуия и Евангелие на литургии могут быть указаны при любой службе, но для славословной, полиелейной и бденной служб такое указание является обязательным.

6. При выборе паремий на вечерне, Евангелия на утрене, Апостола и Евангелия на литургии можно руководствоваться как указателем общих чтений по ликам святых, так и собственным выбором подходящих по содержанию отрывков из Священного Писания (в том числе, редко используемых или вовсе не используемых в богослужении).

7. Является допустимым написание отдельного цикла тропарей на блаженнах для исполнения на третьем антифоне Божественной литургии вместо тропарей из 3-й и 6-й песней канона. Такой цикл состоит из так называемого ирмоса блаженн, которым служит первый тропарь блаженн воскресной службы Октоиха одного из 8 гласов, 4 или 6 тропарей и богородичена, сочиненных на подобен выбранного ирмоса блаженн.

8. Стихиры на хвалитех, а также стихиры на малой вечерне (при наличии) рекомендуется сопровождать богородичнами. В службах с минимальным составом и шестеричной (см. пп. II. 2 и 4) приводятся крестобогородичны для стихир и седальна.

9. Если память святого выпадает на пред- или попразднство, богородичны у стихир и седальнов заменяются песнопениями праздника (достаточно указать на принадлежность текста празднику и на начальные слова).

10. Для сложных уставных сочетаний, когда память святого соседствует с каким-либо великим церковным праздником или попадает на те или иные особые дни периода Великого поста или Пятидесятницы и проч., текст службы должен сопровождаться соответствующими уставными указаниями.

 

III. Гласово-мелодическое оформление гимнографического последования

 

При составлении служб нужно помнить, что песнопения — это тексты, предназначенные для пения, даже если в повседневной практике они обычно читаются (как, например, подавляющее большинство канонов). Святые отцы древности, создавшие обширный корпус гимнографических произведений, который используется в Православной Церкви доныне, ни в коем случае не забывали о музыкальных аспектах их исполнения. Одни песнопения получали свои уникальные мелодии, другие снабжались указаниями на использованные при создании этих песнопений мелодические образцы.

Также необходимо учитывать разницу в осмыслении понятия глас в древней церковной музыке и в современном обиходном пении Русской Православной Церкви. В последнем гласы, фактически, сводятся к наборам вполне конкретных мелодий, тогда как в древней церковной музыке понятие гласа было существенно шире и подразумевало, скорее, общую окраску самых разнообразных мелодий в рамках одного гласа, достигавшуюся за счет использования определенных музыкальных ладов и/или наборов попевок.

При этом гимнографами древности гласы не использовались по собственному произволу, что легко можно увидеть, внимательно ознакомившись с гласовым оформлением служб Минеи, составленных еще в византийский период. Общие принципы мелодического и гласового оформления служб Минеи таковы:

  1. Строго различаются понятия самогласна и подобна. Самогласны имеют (вернее, должны иметь; на практике это в значительной мере утрачено) собственную мелодию, подобны исполняются на мелодию некоего образца — самоподобна.
  2. Из предшествующего прямо следует, что самогласны обладают более высоким статусом, чем подобны. Это проявляется, в том числе, в том, что славники — ни на «Господи, воззвах», ни на стиховне и проч., — никогда не пишутся на подобен (исключения — подобны «Доме Евфрафов» и «Ангельския предыдите силы»).
  3. В отличие от славников, рядовые стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех преимущественно пишутся на подобны. Лишь у самых значимых праздников и памятей рядовые стихиры на «Господи, воззвах» также являются самогласнами.
  4. Рядовые стихиры на «Господи, воззвах», за очень редкими исключениями, пишутся циклами по 3 стихиры. Все стихиры цикла должны иметь один подобен, а следовательно — исполняться на одну мелодию и иметь один и тот же размер текста.
  5. Стихиры на стиховне вечерни также могут образовывать цикл из 3 стихир на один и тот же подобен. Однако встречаются и такие службы, где стихиры на стиховне являются самогласнами. Это связано с тем, что собственными стиховными стихирами на вечерне обладают лишь святые, отмеченные в Типиконе знаком красного цвета, то есть их служба имеет более праздничный статус, чем у других святых. Если стиховные стихиры не написаны на подобен, они могут иметь каждая свой собственный глас. Тем же принципам следуют стихиры на хвалитех.
  6. Стихиры на литии, как признак всенощного бдения, то есть максимально торжественной службы, в древних службах всегда бывают самогласнами[1] и не образуют никаких циклов; каждая стихира — сама по себе[2].
  7. В некоторых случаях подобны на «Господи, воззвах» (редко) и на хвалитех (чаще) образуют цикл не из 3, а из 4 стихир.
    1. Для стихир на «Господи, воззвах» преимущественно используются следующие подобны:
      1. в 1 гласе — «Небесных чинов» и «Всехвальнии (или: Прехвальнии) мученицы». В службах Божией Матери возможно использование подобна «О дивное чудо»[3];
      2. во 2 гласе — «Киими похвальными венцы», «Егда от древа» (подобен «Доме Евфрафов» никогда не используется для стихир на «Господи, воззвах»);
      3. 3 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
      4. в 4 гласе — «Званный свыше (или: Свыше зван быв)», «Дал еси знамение», «Яко добля в мученицех»;
      5. в 5 гласе — «Радуйся» и ныне забытый подобен «Преподобне отче»;
      6. в 6 гласе — «Все отложше» (подобны «Тридневен» и «Ангельския предыдите силы» не используются для стихир на «Господи, воззвах»);
      7. 7 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
      8. в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
      9. При наличии на «Господи, воззвах» двух циклов стихир порядковый номер гласа второго цикла, как правило, больше, чем у первого цикла (т. е. сначала 4-й, затем 8-й, а не наоборот).
      10. Славник на «Господи, воззвах» в службах святым чаще всего написан на 6-й глас либо на параллельный ему 2-й глас[4]; чуть реже — на 8-й глас либо параллельный ему 4-й; значительно реже используются 5-й и 1-й гласы; почти не используются 3-й и 7-й гласы.
      11. У стихир на литии порядковый номер гласа всегда возрастает от первой к последней стихире.
      12. Стихиры на стиховне либо бывают написаны без указания подобна (т. е. как самогласны), в этом случае обычно после одной стихиры на какой-либо глас следуют еще две с более высоким порядковым номером гласа, либо имеют один из следующих подобнов:
        1. в 1 гласе — «Небесных чинов»[5];
        2. во 2 гласе — «Доме Евфрафов». Особенность подобна «Доме Евфрафов» состоит в том, что славник и стихира на «И ныне» тоже могут быть написаны на этот же подобен (но не сами по себе, а в качестве единого цикла с предшествующими стихирами). Иногда на стиховне встречается подобен «Егда от древа», чего в рядовых службах рекомендуется избегать[6];
        3. в 4 гласе — «Дал еси знамение»;
        4. в 5 гласе — «Радуйся»;
        5. в 6 гласе — «Тридневен»;
        6. в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
        7. Славник на стиховне, как правило, является самогласном и в выборе гласа для него прослеживаются те же закономерности, что и у славника на «Господи, воззвах».
        8. Вслед за славником в службах тех памятей святых, которые не отмечены в Типиконе знаком красного цвета, всегда приводится крестобогородичен, который всегда имеет тот же глас, что и славник, но при этом является тем или иным подобном.
        9. Стихира по 50 псалме никогда не пишется на подобен. В подавляющем большинстве случаев она имеет 6 глас.
        10. Хвалитные стихиры утрени в целом следуют тем же правилам, что и стихиры на «Господи, воззвах», но даже в самые большие праздники они, как правило, представляют собой не самогласны, а подобны.
        11. Обязательным является написание богородична для хвалитных стихир, поскольку устав предполагает его наличие «на ряду» (в отличие от богородичнов стихир вечерни, содержащихся в приложении к Минее). Богородичен должен иметь тот же глас, что и славник. Для памятей, выпадающих на периоды пред- и попразднств великих праздников, наличие богородична необязательно. Для славников 6 гласа на хвалитех богородичном обычно служит песнопение «Богородице, Ты еси лоза истинная» (здесь после упоминания апостолов может быть добавлено имя празднуемого святого). Для славников 8 гласа — песнопение «Владычице, приими».
        12. Стихиры на стиховне утрени в целом следуют тем же правилам, что и стиховны вечерни, однако здесь никогда не используются подобны «Дал еси знамение» и «Радуйся» и крайне редко встречаются какие-либо самогласны помимо славника. В большинстве случае стиховна утрени в Минее включает только славник (самогласен) и крестобогородичен (по гласу славника, но на подобен), поскольку наличие этого элемента в службе автоматически означает ее рядовой, а не праздничный, характер.
        13. При написании стихир на подобны очень важно, чтобы их действительно можно было так спеть[7].
        14. Каноны утрени в рядовых службах Минеи чаще всего имеют 8-й либо 4-й глас. Также встречаются 6-й и 2-й гласы, прочие гласы — значительно реже.
        15. Седальны могут иметь самые разные гласы, но чаще других встречаются 4 и 8. Нередко седальны имеют указания на подобен (это не те же подобны, что у стихир: в древности седальны имели собственную систему подобнов).
        16. Кондак чаще всего бывает написан на 2, 3, 4, 8 гласы. У кондаков Минеи 3 гласа, как правило, указывается подобен «Дева днесь»; в этих случаях кондак соответствует размеру и композиции кондака Рождеству Христову. Кондаки других гласов также могут быть написаны на древние подобны.
        17. Светильны Минеи никогда не имеют гласа, поскольку эти песнопения не входят в систему осмогласия[8].


[1] Не считая тех случаев, когда на литию переносятся стихиры с «Господи, воззвах», написанные на подобен.

[2] Можно отметить, что в службе в Неделю всех святых, в земле Русстей просиявших, стихиры на литии имеют указания на подобен, но у каждой — свой, так что стихиры остаются обособленными.

[3] Это подобен стихир праздника Успения Пресвятой Богородицы; в службах византийского периода он не используется в службах святым. В службах русским святым такое встречается, но этого желательно избегать ради сохранения уникальности музыкального оформления службы Успению.

[4] В византийской и древнерусской системах осмогласия 1-й глас был параллелен 5-му, 2-й — 6-му и т. д.

[5] На стиховне этот подобен, характерный больше для стихир на «Господи, воззвах» либо на хвалитех, встречается редко — обычно в службах больших праздников, где на «Господи, воззвах» имеются самогласны.

[6] Ради сохранения уникальности музыкального оформления вечерни Великой пятницы, откуда он и позаимствован.

[7] Т. е. стихира на подобен «Доме Евфрафов» должна быть недлинной и удобно делиться на 5 мелодических строк; стихира на подобен «Яко добля», напротив, достаточно пространной и делиться на 9 мелодических строк; и т. д.

[8] В древности светильны имели собственную систему подобнов. При желании в современных службах допустимо их использование.